Приложение к постановлению Администрации от 24.12.2018 № 1436

Муниципальная программа городского округа Химки Московской области «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности в городском округе Химки» на 2018-2022 годы

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Химки», основные проблемы сферы и инерционный прогноз её развития

1.1 Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы

Муниципальная программа «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности в городском округе Химки» на 2018-2022 годы (далее — муниципальная программа) направлена на повышение степени развития коммунальной инфраструктуры и повышение энегоэффективности городского округа Химки, позволяющие повысить качество жизни населения, проживающего на территории городского округа Химки. Эффективная и надежная работа коммунального комплекса должна обеспечивать предоставление качественных и надежных коммунальных услуг населению. Реализацию муниципальной программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2018-2022 годы) без разделения на этапы, поскольку мероприятия по содержанию и развитию инженерной инфраструктуры и энергоэффективности городского округа необходимо осуществлять постоянно. Перечни мероприятий приведены в соответствующих подпрограммах муниципальной программы. При реализации муниципальной программы и для достижения намеченных целей необходимо учитывать внешние (макроэкономические, социальные, операционные и прочие) и внутренние (структурные, кадровые изменения) риски.

Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы являются: минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей муниципальной программы. По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации муниципальной программы существенными являются ниже перечисленные внешние и внутренние риски.

Внешние риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста региональной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать ужесточение бюджетных ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сокращение финансирования программных мероприятий.

Внутренние риски связаны с изменением организационно-штатной структуры, в том числе сокращением штатной численности, кадровыми изменениями среди ключевых структурных подразделений и персоналий, принимающих участие в реализации муниципальной программы. В рамках данной муниципальной программы минимизация указанных рисков возможна на основе:

регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы;
своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей муниципальной программы.

1.2 Основные проблемы сферы реализации муниципальной программы

Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Расчеты и результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций зданий показывают, что общие теплопотери зданий на 50 — 60 % выше нормативных. Усугубляет ситуацию и рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, что приводит к повышению расходов бюджета на энергообеспечение.

Учитывая, что в настоящее время городской округ Химки является динамично развивающимся муниципальным образованием Московской области, решение вопросов повышения энергоэффективности городской экономики имеет приоритетное значение.

Одной из основных проблем является изношенность основных фондов электросетевого хозяйства и инженерной инфраструктуры — по многим видам он составляет 70 % и более, что в первую очередь, сказывается на надежности энергоснабжения и технико-экономических показателях работы энергетического оборудования и инженерных коммуникаций.

1.3 Инерционный прогноз развития сферы реализации муниципальной программы

Одной из основных угроз социально-экономическому развитию городского округа Химки является снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.

При существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы, без внедрения реализации муниципальной программы «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности в городском округе Химки» (далее – муниципальная программа) предстоящие изменения топливно-энергетической конъюнктуры и амортизации инженерной инфраструктуры приведут к следующим негативным последствиям:

— росту затрат предприятий, расположенных на территории городского округа Химки, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
— росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
— снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
— опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных организаций и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Также при инерционном развитии сферы высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения роста экономики городского округа Химки и спровоцировать низкий уровень налоговых поступлений в бюджет.

При инерционном развитии реализация задач ввода новых мощностей энергообъектов будет выполняться без учета широкого внедрения современного оборудования, материалов и новых энергосберегающих технологий.

Котельные установки с высоким коэффициентом полезного действия, предизолированные трубы, электродвигатели с частотно-регулируемым приводом, регулирующие шунтирующие реакторы, энергосберегающие лампы и светильники — вот лишь малая часть предлагаемого современного оборудования, отсутствие которого критично влияет на сферу энергопотребления.

1.4 Цели муниципальной программы

Целями муниципальной программы являются:

1. Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере.
2. Приведение коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества.
3. Информирование населения о рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов.

2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблем, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем.

Обновленная стратегия развития отрасли основана на следующих приоритетах: обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры поселений на основе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Мероприятия программы направлены создание условий для дальнейшего развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса с привлечением субъектов предпринимательства к управлению и инвестированию в отрасль, позволяющих повысить качество предоставляемых услуг населению, снижение среднего уровня физического износа объектов коммунальной инфраструктуры и многоквартирных домов.

Реализация программных мероприятий по целям и задачам обеспечит минимизацию усугубления существующих проблем, даст возможность выйти на целевые параметры развития и решение системных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства и достичь до 2022 года следующих результатов:

— довести долю разработанных и утвержденных схем теплоснабжения, имеющих электронную модель, разработанную в соответствии с единым техническим заданием до 100,0%;
— увеличить долю ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, прошедших обучение по образовательным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 41,82% к 2022 году;
— увеличить долю населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности до 100%;
— сохранить долю сточных вод, очищенных до норматива от общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения в 2022 году на уровне 100%;
— сохранить долю зданий, строений, сооружений органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, оснащенных приборами учета потребляемых энергетических ресурсов на уровне 100%
— увеличить долю многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета потребляемых энергетических ресурсов до 100% к 2022 году;
— увеличить долю зданий, строений, сооружений муниципальной собственности, соответствующих нормальному уровню энергетической эффективности и выше (А, B, C, D) до 55,6% к 2022 году;
— сохранить долю современных энергоэффективных светильников в общем количестве светильников наружного освещения на уровне 100%;
— сохранить долю освещенных улиц, проездов, набережных с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам в общей протяженности улиц, проездов, набережных на уровне 100%;
— увеличить долю ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, прошедших обучение по образовательным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 41,82%.

К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:

— риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием механизмов, предусмотренных муниципальной программой, может привести к невыполнению в полном объеме, поскольку формирование новых механизмов в рамках муниципальной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
— операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий или задержке в их выполнении.

Прогноз спроса на электроэнергию формируется с учетом влияния основных факторов — динамики численности населения, роста производства промышленной продукции, в том числе обрабатывающих производств, развития транспорта, сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, предприятий сферы услуг, а также динамики удельных показателей электроемкости по крупным видам экономической деятельности, которая определяется как изменением структуры экономики и отдельных секторов, так и уровнями электрификации производственных процессов, объемами энергосбережения.

3. Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы

Перечень подпрограмм определен с учетом необходимых условий для качественно экономического роста городского округа Химки в целях выполнения Указов Президента Российской Федерации.

В состав Программы входят следующие подпрограммы:

Подпрограмма I «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере».

Цель Подпрограммы — обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере.

Для достижения намеченной цели, предлагается реализация задачи по выполнению работ в целях снижения потребления энергоресурсов в бюджетной сфере направленных на повышение энергетической эффективности в целях улучшения условий жизни населения и повышения привлекательности городского округа Химки, как для проживания, так и для проведения хозяйственной деятельности и создания необходимых условий для развития других систем жизнеобеспечения населения городского округа в целом.

Подпрограмма II «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами»

Цель Подпрограммы — приведение коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими стабильные и качественные коммунальные услуги, создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение задачи, направленной на обеспечение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры за счет снижения аварийности (в системах теплоснабжения); проведение ремонта и замены тепловых сетей, решение проблемы водоснабжения и водоотведения, восстановление объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также решение проблем инженерной инфраструктуры.
Подпрограмма III «Пропаганда в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Цель Подпрограммы — увеличения информированности и вовлеченности населения в реализации энергосберегающих мероприятий.

Для достижения указанной цели необходимо увеличение доли информированного населения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности от общего числа жителей городского округа Химки.

4. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы с обоснованием необходимости их осуществления

Мероприятия подпрограмм муниципальной программы представлены в приложениях «Перечень мероприятий подпрограммы муниципальной программы» к муниципальной программе. Реализация мероприятий позволит обеспечить комфортные условия проживания и повысить качество жизни населения городского округа Химки, а также повысит энергетическую эффективность на территории городского округа Химки.

В муниципальную программу «Содержание и развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности в городском округе Химки» включены 2 основных мероприятия:

1. «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования».

В рамках данного мероприятия к 2022 году планируется осуществить следующее — сохранить долю актуализированных схем теплоснабжения, имеющих электронную модель, разработанную в соответствии с единым техническим заданием до 100%

В результате реализации данного мероприятия будут актуализированы схемы теплоснабжения для минимизации рисков возникновения аварийных ситуаций на территории городского округа Химки.

2. «Пропаганда в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

В рамках данного мероприятия к 2022 году планируется осуществить следующее:

— увеличить долю информированного населения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности от общего числа жителей городского округа Химки до 100%
— увеличить долю ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, прошедших обучение по образовательным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 41,82%.

В рамках данного мероприятия планируется обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в подведомственных Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации организациях, а также увеличение доли информированного населения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности от общего числа жителей городского округа Химки до 100%.

5. Порядок взаимодействия ответственного за выполнение мероприятия с муниципальным заказчиком подпрограммы

Контроль за реализацией муниципальной программы осуществляется координатором муниципальной программы, Заместителем Главы Администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (далее – координатор) и муниципальным заказчиком муниципальной программы (подпрограммы муниципальной программы), Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского округа Химки (далее – муниципальный заказчик).

Координатор организует работу направленную на:

— координацию деятельности разработчика программы в процессе разработки муниципальной программы, обеспечивает согласование проекта постановления Главы городского округа Химки и вносит его в установленном порядке на рассмотрение Главе городского округа Химки;
— организацию управления муниципальной программой;
— создание при необходимости комиссии (штаба, рабочей группы) по управлению муниципальной программой;
— достижение целей, задач и конечных результатов муниципальной программы.

Муниципальный заказчик:

— разрабатывает муниципальную программу;
— разрабатывает «Дорожные карты» основных мероприятий муниципальной программы, согласовывает, утверждает и в дальнейшем контролирует выполнение.
— формирует прогноз расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы;
— заключает соглашение о порядке реализации мероприятий муниципальной программы с хозяйствующими субъектами, участвующими в финансировании муниципальной программы;
— определяет ответственных за выполнение мероприятий муниципальной программы;
— обеспечивает взаимодействие между ответственными за выполнение отдельных мероприятий муниципальной программы и координацию их действий по реализации муниципальной программы;
— участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием муниципальной программы;
— готовит и представляет заказчику муниципальной программы и в управление экономики и муниципального заказа отчет о реализации муниципальной программы;
— на основании заключения об оценке эффективности реализации муниципальной программы представляет в установленном порядке заказчику муниципальной программы предложения о перераспределении финансовых ресурсов между программными мероприятиями, изменении сроков выполнения мероприятий и корректировке их перечня;
— обеспечивает эффективность и результативность реализации муниципальной программы.

Муниципальный заказчик несет ответственность за подготовку и реализацию муниципальной программы, а также обеспечивает достижения показателей реализации мероприятий муниципальной программы в целом.

Ответственный за выполнение мероприятий муниципальной программы:

— проводит процедуру выбора подрядных организаций на проведение работ в рамках программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения с ними договоров;
— в установленном порядке согласовывает проектно-сметную документацию и акты приемки работ в рамках программы;
— обеспечивает контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, направленных на финансирование мероприятий программы;
— осуществляет мониторинг реализации программных мероприятий и планируемых показателей результативности выполнения программы.

Муниципальный заказчик муниципальной программы разрабатывает «Дорожные карты» основных мероприятий муниципальной программы, обеспечивает их согласование с Управлением экономики, финансовым управлением и МКУ «Управление централизации закупок» в части касающейся и в дальнейшем контролирует выполнение.

«Дорожная карта» разрабатывается по основным мероприятиям муниципальной программы на текущий финансовый год. Утверждает «Дорожные карты» координатор муниципальной программы.

6. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий муниципальной программы

6.1 Контроль за реализацией муниципальной программы осуществляется координатором и муниципальным заказчиком.

6.2. С целью осуществления контроля реализации муниципальной программы муниципальный заказчик ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует в подсистеме ГАСУ МО:
— оперативный отчёт о выполнении муниципальной программы по форме согласно приложению № 6 к Порядку разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки, утвержденному постановлением Администрации от 24.07.2013 № 653 (далее – Порядок), с обязательным указанием степени и результатов выполнения мероприятий муниципальной программы и причин невыполнения или несвоевременного выполнения мероприятий муниципальной программы;

— оценку результатов реализации мероприятий муниципальной программы по форме согласно приложению № 7 к Порядку с обязательным указанием причин невыполнения показателей, не достигших запланированного уровня, и предложений по дальнейшему их достижению.

6.3. Ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, муниципальный заказчик формирует в ГАСУ МО годовой отчет о реализации муниципальной программы по формам согласно приложениям № 7 и № 9 к Порядку в целях оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы.

6.4. Раз в 3 года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, муниципальный заказчик формирует в ГАСУ МО комплексный отчет о реализации мероприятий муниципальной программы по формам согласно приложениям № 7 и № 8 к Порядку.

6.5. Годовой и комплексный отчеты о реализации муниципальной программы должны содержать:

1) аналитическую записку, в которой указываются:

— степень достижения запланированных результатов и целей муниципальной программы и подпрограмм;
— общий объем фактически произведенных расходов всего и, в том числе, по источникам финансирования;

2) таблицу, в которой указываются:

— сведения об использовании средств бюджета городского округа Химки и средств иных источников, привлекаемых для реализации муниципальной программы, в разрезе каждого программного мероприятия и в целом по муниципальной программе;
— причины невыполнения и предложения по дальнейшей реализации мероприятий, не завершенных в утвержденные сроки;
— причины невыполнения и предложения по дальнейшему достижению показателей, не достигших запланированного уровня.